+7 (914) 546-76-65
+7 (924) 207-52-79
Лазарева Е.М.
Доклад на Международном конгрессе по доказательной медицине 20-21.09.2009 г ИПКСЗ
Докладчик: зав. отделением восстановительного лечения МУЗ ДГБ №9 Лазарева Е.М.
Необходимость раннего начала коррекционной работы с детьми с особыми нуждами в настоящее время признается большинством исследователей и специалистов. И это обусловлено не только здравым смыслом, который всегда подсказывал нам: «Чем раньше, тем лучше», но и тем существенным позитивным опытом работы, который был накоплен за последние десятилетия в рамках деятельности служб ранней помощи, получивших значительное развитие в странах Запада и которые наконец-то начали организовываться на территории Российской Федерации.
Известно, что в первые годы жизни ребенка закладываются основы для его будущего развития. Дети начинают ходить, говорить и осваивают новые действия тогда, когда от них этого ожидают. Основными причинами возникновения проблем в развитии могут быть физические дефекты, неблагоприятная среда или комбинация различных факторов. Часто определение причин нарушений развития в раннем детстве затруднено. Глубоко недоношенные дети, дети с церебральным параличом и дети с генетическими нарушениями (синдром Дауна) особенно нуждаются в специализированной помощи.
Когда дети, которым необходимы услуги раннего вмешательства, не получают их, у них наблюдаются более тяжелые нарушения в развитии. Например, без услуг раннего вмешательства дети с синдромом Дауна имеют значительно большие трудности в познавательном и речевом развитии уже к 5 годам.
В Центр ранней помощи обращаются семьи, в которых растет ребенок с уже имеющимися нарушениями развития или с риском их появления. В основном, это сенсорные нарушения (зрение, слух, тактильная чувствительность), нарушения движений, речи, коммуникации, социального взаимодействия. Как правило, дети с синдромом Дауна имеют все вышеперечисленные нарушения в разной степени выраженности. Следовательно, все дети данной категории нуждаются в ранних абилитационных мероприятиях. Процесс ранней помощи направлен на развитие функций и способностей ребенка.
Целью ранней помощи является развитие психических и социальных возможностей ребенка, основываясь на его сильных сторонах и ресурсах семьи. Задачи нашей работы состоят в максимально возможном развитии и поддержки функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями, в образовании и поддержке семьи.
В настоящее время в Центре регулярно наблюдаются 7 детей раннего возраста с синдромом Дауна, проживающих в различных районах города. Кроме того, оказывается консультативная помощь ребенку, проживающему в пос. Березовка и не имеющему возможность посещать Центр, а также ребенку по переписке в Хабаровском крае. Все дети достаточно хорошо обследованы - у всех пациентов с синдромом Дауна имелись характерные нарушения: пороки сердца, пороки развития кишечника и мочевыделительной системы, нарушение зрения (слепота одного глаза) и слуха (тугоухость III ст.), диффузное снижение мышечного тонуса, паралитическое косоглазие, частые респираторные заболевания. Трое детей с нарушениями тяжелой степени ранее перенесли оперативное вмешательство по поводу атрезии кишечника, кишечной непроходимости и спаечной болезни, по поводу порока сердца. Каждый ребенок прошел диагностику уровня развития: тестирование по методике KID\R и RCDI (оценка развития детей от 3 до 14 мес. и от 1,5 до 3,5 лет), углубленную оценку психологических, коммуникативных и двигательных способностей. Кроме того, для определения ресурсов семьи, была проведена оценка эмоционального состояния матери, особенности взаимодействия в диаде «мать-ребенок», характер воспитательной тактики и взаимоотношений в семье.
По результатам диагностик KID\R и RCDI наблюдалось отставание в следующих областях развития:
Таблица 1
Степень тяжести нарушений по областям развития до терапии
№ | Имя ребенка | Социальное развитие | Когнитивное развитие | Крупная моторика | Мелкая моторика | Самообслуживание | Речевое развитие |
1 | Олеся | +++ | +++ | +++ | ++ | ++ | +++ |
2 | Егор | +++ | +++ | +++ | +++ | +++ | +++ |
3 | Арина | ++ | + | + | ++ | ++ | ++ |
4 | Иван | ++ | ++ | +++ | ++ | ++ | +++ |
5 | Никита | + | + | ++ | + | ++ | + |
6 | Анна | + | + | + | + | + | + |
7 | Дмитрий | + | + | + | + | + | + |
Обозначения в таблице: +++ - тяжелая степень отставания; ++ - средняя степень отставания; + - легкая степень отставания
Соотношение степеней тяжести при поступлении в службу ранней помощи показано на рис. 1.
Рис. 1. Степень тяжести нарушений до терапии
Взаимодействие в паре «мать-ребенок» было затруднено у 100% пациентов в связи с психическими особенностями детей с синдромом Дауна: замедленность мышления, ослабление и неустойчивость внимания, снижение сенсорной чувствительности, негативизм, немотивированное упрямство, пассивность, наличие страхов.
Также, взаимодействие с ребенком затруднялось эмоциональным состоянием матери: у 43% матерей наблюдалось депрессивное состояние, у 43 % состояние было эмоционально нестабильное, у 14 % наблюдалась повышенная тревожность.
Каждая мать прошла период шока при установлении диагноза в родильном доме и последующую депрессию. Каждой, из обратившихся к нам матерей, в родильном доме предлагалось оставить ребенка на попечение государства.
Результаты проведенной диагностики послужили основанием для составления индивидуальной программы развития ребенка и программы сопровождения семьи.
Программа развития осуществлялась в три этапа, последовательно или одновременно, в зависимости от степени тяжести нарушения:
Ведущим специалистом детей с синдромом Дауна в нашей службе является психолог. Работа рассчитана на встречи 2 раза в неделю (в случае тяжелых и средней тяжести нарушений): индивидуальное занятие со специалистом (психолог, логопед, двигательный терапевт) и групповое занятие в группе «Особый ребенок». Периодически ведущий специалист проверяет достижения ребенка и корректирует программу развития.
На всех этапах программы осуществлялось психологическое сопровождение семьи, проводилось семейное консультирование, индивидуальная психотерапевтическая работа с матерями.
При взаимодействии с родителями, наиболее эффективными приемами, на наш взгляд, являются: полноправное участие родителей в подготовке и осуществлении программы развития ребенка; акцентирование на возможностях ребенка и положительных перспективах его развития; полная информация о конкретных практических мерах, которые могут помочь развитию ребенка; возможность обмена позитивным опытом.
Особенно хотелось бы остановиться на группе «Особый ребенок». В группу нами были включены дети разного возраста, что позволило использовать позитивный опыт матерей, имеющих особого ребенка более старшего возраста. Кроме того, по наблюдениям наших специалистов, возможность взаимодействия в группе детей разного возраста позволяет использовать в качестве развивающего приема действие по подражанию. В группе, приобретение психо-социальных, коммуникативных, двигательных навыков происходит значительно быстрее, чем на индивидуальных занятиях. Группа характеризуется глубокими, теплыми эмоциональными отношениями, что является мощным терапевтическим средством для вновь поступающих родителей особых детей.
В работе с детьми с синдромом Дауна нами используются различные психолого-педагогические методы и подходы, основными из которых являются: поведенческая терапия, основанная на использовании подкрепления для формирования устойчивых образцов поведения; когнитивная методология, рассматривающая поведение как образование последовательных когнитивных комплексов, позволяющая ребенку делать активный выбор и приобретать устойчивые навыки. Родители являются активными участниками всего процесса: от диагностических процедур и модельных занятий до осуществления практических занятий дома. Получение знаний об особенностях развития детей с синдромом Дауна, знаний по возрастной коррекционной педагогике и психологии, помогает им замечать даже незначительные продвижения в развитии и стимулирует их мотивацию на занятия с ребенком.
В результате комплексной помощи наших специалистов:
Таким образом, сравнительный анализ диагностических данных до и после терапии показал, что у обратившихся в службу детей с синдромом Дауна преобладают отставание в двигательном и коммуникативном развитии (рис. 2), обусловленые особенностями нарушений при синдроме Дауна: выраженным диффузным гипотонусом, имеющимися пороками сердца, нарушением слуха и вестибулярного аппарата, нарушением зрения. Отставание в речевом развитии также вызвано гипотонусом артикуляционных мышц, проблемами контроля носовой полости и контроля дыхания, нарушением слуха и зрения.
Количество имеющихся нарушений после терапии значительно снизились по всем областям. Наиболее выраженные изменения произошли в психологическом, коммуникативном и двигательном развитии. Наименее выраженные – в когнитивном развитии, что связано с характерной для синдрома Дауна замедленностью мышления и затруднениями в формировании устойчивых когнитивных связей. В настоящее время отставание в разных областях сохраняется у детей, имеющих тяжелые комплексные нарушения на момент начала работы в службе. В 57 % случаев после терапии развитие детей соответствует возрастным нормам.
Рис. 2. Соотношение областей отставания у детей с синдромом Дауна до и после терапии
Наш опыт показывает, что в определенных сферах дети с синдромом Дауна могут развиваться почти с такой же скоростью, как и обычные дети. На развитие детей с синдромом Дауна оказывают влияние те же факторы, что и на обычных детей. Достаточная изученность патологии при синдроме Дауна позволяет предвидеть отклонения, которые могут возникнуть по мере взросления ребенка и планировать работу на опережение. Раннее начало занятий, систематичность и постоянство оказываемой помощи, тщательный учет особенностей развития ребенка с синдромом Дауна, оказание эффективной психолого-педагогической помощи родителям, индивидуальный подход к ребенку и его семье приводят к значительному улучшению или даже нормализации психофизического развития ребенка с синдромом Дауна.
Разработка сайта:
Персональные данные размещены на основании согласия родителей (законных представителей и в соответствии с федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»